Преосвященный Мефодий совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской («Мариино стояние»)

26.03.2015

Вечером, 25 марта, Преосвященный Мефодий совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской («Мариино стояние») в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Среди служб Великого поста по-настоящему продолжительным богослужением в современной литургической практике Православной Церкви является утреня четверга пятой седмицы Святой Четыредесятницы. Во время этого богослужения прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — тот самый канон, с чтения которого начинался Великий Пост (первый раз Великий канон, разделённый на четыре части, читают в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста). Только это чтение занимает не один час. Его смысл в том, чтобы теперь, уже в конце великопостного пути, когда до Пасхи остаётся две с половиной недели, подвести итог поста как времени самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих грехах и покаяния в них. Наряду с этим каноном на службе прочитывается житие преподобной Марии Египетской. Именно поэтому эта уникальная и продолжительная служба получила название «Мариино стояние». Житие прочитывается в храме целиком — для назидания и укрепления сил молящихся и предлагается христианам как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.

Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от неё Своё милосердие.

Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побуждений, но просто желая развлечься, она упросила взять и её, причём вела себя в пути вызывающе бесстыдно. По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в неё не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала грешницу и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась. Взгляд её случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы — и вдруг, потрясённая, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся её сердца — она поняла, что в церковь не пускают её грехи.

Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва её услышана. Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям — и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к спасению души.

И тут она услышала, как бы далёкий, но прекрасный голос: «Иди за Иордан, там обретёшь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями. Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, весёлые песни, которые пела когда-то; но более всего её одолевали блудные помыслы и искусительные образы… Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить её от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе её не совершалось покаяние,- тогда в неё проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы её оставили — наступили годы сосредоточенного и отрешённого покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда во время Великого поста для аскетических подвигов.

К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл её своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься. На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Святые Дары – Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую. Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Святых Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыка, по глаголу Твоему с миром!» Потом попросила Зосиму исполнить последнюю её просьбу: прийти через год на то место, где он встретил её впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел её там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу. При этом ему помог лев. Старец возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену всё, что услышал от святой подвижницы. Преподобная Мария Египетская скончалась в 522 г.

Двое великих святых – преподобный Андрей Критский и преподобная Мария Египетская часто изображаются на иконах рядом. Они никогда не виделись при жизни, да и жизнь у них была совершенно разная.

Святой Андрей от юности возлюбил безмолвие и молитву. Он воспитывался в одном из самых строгих монастырей Палестины – Лавре преподобного Саввы Освященного. Там, усердно подвизаясь, он обрёл то духовное сокровище, которого, по словам Христа, не стоит весь мир. Достигнув высот духовного совершенства, инок Андрей помышлял остаток своих дней провести в любимом им монастыре святого Саввы, но Промыслом Божиим был поставлен епископом острова Крит.

Уже в преклонных годах, украшенный многими духовными дарованиями, совершив многие чудеса, он написал главный труд своей жизни — Великий покаянный канон. Для всех поколений христиан это произведение останется учебником, азбукой покаяния. Канон этот нельзя пересказать, его надо читать. Читать не спеша и со вниманием. И тогда откроется душе, что написан он именно про неё.

Совсем другая жизнь была у Марии Египетской: ещё в юности она избрала жизнь бесплатной блудницы. Мы узнаем из её жития, что перелом в жизни Марии наступил тогда, когда невидимая сила не пустила нечистую блудницу войти в храм Божий, куда Мария шла, влекомая любопытством. Осознав всю глубину своей греховности, она обратилась с молитвой к Божией Матери – нашей Благой Ходатаице за род человеческий пред Её Сыном и Богом. Искреннее покаяние грешницы было принято Господом: Божия Матерь указала Марии спасительный путь.

Кто-нибудь, прочитав историю её жизни или услышав за богослужением скажет: «ну вот, столько лет грешила, а потом покаялась… можно и нам ещё погрешить, потом тоже покаемся…». Нет, так рассуждать нельзя. Мария не знала Истину. Её жизнь представлялась ей правильной. Когда же Истина открылась ей, она без колебания отвергла грех. Мы знаем истину: совершая грех, мы поступаем против совести.

Тот, кто сознательно грешит, в надежде на последующее покаяние – лукавит перед Богом. Бога обмануть нельзя. Не дастся покаяние такому человеку.

Что же общего между святым Андреем Критским и святой Марией Египетской? Почему Церковь соединила их в одной особенной службе пятой недели поста? Один – праведник от юности, другая – покаявшаяся грешница.

Оба они – великие учителя покаяния, и пример обоих говорит о том, что покаяние необходимо всем. Нет никого, кто бы в нём не нуждался. Прожил ли ты всю жизнь в монастыре, или провёл её в непрестанном грехе? Всё равно ты нуждаешься в покаянии. Ибо грех не только в поступках человека. Он гораздо глубже. Он в сердце, и может как червь яблоко, изъесть всё сердце изнутри, даже вез видимых внешних проявлений.

И ещё одну великую истину открывают нам эти святые: пусть никто не отчаивается в спасении. Бог внимает и праведнику, и грешнику, и Он ищет, именно ищет желание исправиться в самом ожесточенном сердце, ждёт и с радостью принимает покаяние самого последнего грешника.

Пресс-служба Каменской епархии с использованием материала сайта www.hram-bal.ru

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.