Слово на освящение храма святителя Николая чудотворца

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы стали участниками, совершителями и свидетелями еще одного исторического события — освящения на этом святом месте дома Божия. Спаситель в Евангелии свидетельствовал о том, что «дом Мой, дом молитвы наречется» (Мк. 11:17; Лк. 19:46). И этот храм отныне является домом молитвы. В нем будут возноситься хвалы Богу, благодарения Ему, моления за всю вселенную и за каждого из нас: за Патриарха нашего Московского и всея Руси, местных правящих архиереев, обо всем причте и людях. За каждой Божественной Литургией на этом Престоле, который мы сегодня освятили, будут поминаться все создатели, благотворители, благоукрасители, жертвователи святого храма сего. Будут поминаться как живые, так и умершие; и Церковь Божия, Небесная и земная, на этом святом месте будет единой. Молитва к Богу всех нас соединяет, Духом святым мы все роднимся, возвышаемся чистотою, и каждый раз, созидая Богу храм, люди, живущие и прежде жившие, дают место Господу в пределах земли.Мы знаем, что вся земля и исполнение ея вселенная — всё принадлежит Богу и дано нам с вами для того, чтобы мы растились, множились и обладали ею. Господь от великих щедрот Своих даровал людям право обладать землею, об этом свидетельствует нам Книга Бытия. И Он никогда не отнимает от людей право обладать землею, ибо Он дал это однажды и будет сохраняться это во веки. Но благодарный человек всегда желает иметь в пределах своего обладания памятный знак о своем Дарителе, о своем милосердном господине, о Боге. И не только памятным знаком, как это было в древности, когда люди ставили каменные алтари, как знак Божьего присутствия, мы удовлетворяемся. Началось еще с Ветхого Завета, с Моисея, уже тогда люди хотели создать храм, жилище Богу в своем сообществе. У Моисея это не получилось, он сделал только походный храм, Скинию, палатку, которую Израиль носил за собой. Царь Соломон исполняет мечты Моисея — строит первый Иерусалимский храм. Он был разрушен царем Навуходоносором вавилонским. По возвращении из вавилонского пленения евреи воссоздают храм, и этот храм тоже был разрушен. И уже царь Ирод «Великий», губитель младенцев Вифлеемских и гонитель Господа и младенца Иисуса Христа, построил для иудеев великолепнейший храм, и его разрушили римляне в 70 г. по Рождестве Христовом, исполняя пророчество Спасителя о том, что на сем месте от этого великолепия Иерусалимского храма не останется камня на камне. (Хотя Храм был почти полностью перестроен, его не стали называть Третьим, а по прежнему он носил название Второй Иерусалимский Храм). Тем самым ветхозаветное служение с кровавыми жертвами, пришествием Господа нашего Иисуса Христа было совершенно упразднено. Ибо Господь принес Себя в Жертву живую и заповедовал Своим последователям, чтобы они приносили Жертву Бескровную — хлеб и вино, которое на святых алтарях православных претворяются в истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. И отныне, то есть уже почти две тысячи лет, по всей Вселенной устрояются жертвенники Богу Живому, на которых приносится Бескровная Жертва. И храмы Божии стали, таким образом, истинными местами явления в мир Господа под видом хлеба и вина, в которых Он благоволил преподавать Себя нам именно в таком виде, чтобы мы имели оставление грехов и вечную жизнь.И этот храм стал в ряду уже прежде бывших новым святилищем, новым жертвенником, новым святым местом. Надлежит нам его охранять, надлежит наполнять его молитвою своей. И тогда благодать Божия, которая уже почила на сем месте, будет обновляться с каждым богослужением, будет обновлять души всех сюда приходящих, исцелять души и телеса от недугов, и давать силу разумения нашему сознанию: что есть на Земле человек, кто есть Бог, и какова между Богом и нами людьми должна быть связь. Вот это и есть жизнь религиозная, жизнь духовная, когда в духе Божием каждый человек, служа Ему, Господу Творцу, оживотворяется, возвышается, соделовается новой тварью и уходит затем для жительства в Небесное духовное Царство.Я сердечно поздравляю вас с этим величайшим событием в нашей жизни и в жизни всей вселенной, ибо отныне на этом месте Господь приставил Своего Ангела — Хранителя алтаря, который неизбывно будет пребывать здесь до Второго Пришествия Христова. Не взирая ни на какие перепетии и бури, все — равно Ангел Божий останется на том месте, где хотя бы однажды была совершена божественная служба. Он хранит это место, и место сие пребудет свято, и мы стоим теперь на святом месте. Как говорил еще патриарх Иаков: «И воста Иаков от сна своего, и рече: Яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место cиe: несть сие, но дом Бoжий, и сия врата небесная» (Бытия 28,16-17). Аминь.

22 июля 2012 года Храм святителя Николая чудотворца. Саитково, близ г. Тавда.

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.