Слово на Рождество пророка Предчети и Крестителя Господня Иоанна

08.08.2012

Во имя Отца, Сына и Святого Духа.Аминь.

Дорогие отцы, братья и сестры, я сердечно поздравляю вас с праздником Рождества пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна!

О нем сказано Самим Спасителем Богом, что он больший из всех, рожденных женами. И это рождение сегодня мы светло празднуем, большее из всех человеческих рождений. Почему же именно такими словами Господь засвидетельствовал об Иоанне его величие, его превосходство? Очевидно, что это не случайно. Таким образом, Господь дал нам понять, что пророк Иоанн является по-благодати Божией самым близким Спасителю, самым богоугодным из всех живших на Земле. И в пророчестве об его рождении Захария сказал, что «многие о рождестве его возрадуются». «Многие» — это, очевидно, те, кто понимают его значение в деле, которое Господь сотворил, взяв на Себя великую миссию спасения рода человеческого. Именно в спасении нашем, в этом деле Божьем многие о рождестве Иоаннове радуются. И мы также радуемся, что родился он сегодня, став провозвестником пришествия Христова, пророком Ветхого Завета и новым по — благодати, то есть в Новом Завете. Во всем предваряя Господа Иисуса Христа, он и умер раньше Его, и как сказано в Священной песни: «он во ад сошел, проповедуя» пришествие Христово.Жизнь его настолько чудна и славна, и описана она в самом Евангелии, что мы удивляемся, как можно человеку быть таким аскетом! Прожив в пустыни почти 30 лет, он не знал ничего, что в этом мире творится — никакого греховного жительства, ему не свойственны были никакие мирские развлечения и никакие житейские сладости. О нем же сказано, что он, живя с дикими зверями, питался акридами и диким медом, носил одежды из верблюжьего волоса, которую, очевидно, сам же и делал, потому как жил один, и никто за ним не ухаживал. А также имел сыромятный пояс (усмен), то есть невыделанный, грубый, который, как известно, от влаги размокает и от жары ссыхается, как камень. «Сам же Иоанн имяше ризу свою от влас вельблуждь, и пояс усмен о чреслех своих: снедь же его бе пружие и мед дивий» (Мф. 3:4). В таких условиях он прожил всю свою жизнь, не пытаясь ее каким-то образом улучшить, не стремясь к «техническому и научному прогрессу», к бытовому комфорту, к которому мы с вами все привыкли. В пустыне он беседовал с ангелами, он и сам был Ангелом пустыни. Он готовился исполнить миссию, на которую его призвал Господь — предшествие или предтекание пред Господом Иисусом Христом, Которого он встретил первый раз на Иордане в момент Крещения, встретил и узнал и воскликнул: «Се Агнец Божий, вземляй грех мира!» (Ин. 1, 29).И сам Предтеча был узнаваем. Народ увидел в нем великого пророка, когда толпами стал приходить к нему за тем, чтобы покаяться в своих грехах и креститься очистительным крещением. Еще не было крещения Духом Святым. Иоанн крестил крещением покаяния, чтобы они — все люди, приходящие к нему веровали, что придет по нем Господь и будет крестить их Духом Святым. И вот этот человек, Предтеча, величайший из рожденных женами, родился для того, чтобы многие обрадовались.Но не все обрадовались тогда, как и не все радуются и сегодня о Рождестве его, о его проповеди, призыве к покаянию. Не все радуются в подражании его скорбному жительству, не все радуются свидетельству о Христе Спасителе нашем. И таковых, к сожалению, будет всегда много: многие радуются, а многие и не радуются.Об этом исполнении пророчества отца его Захарии мы сегодня размышляем, задавая себе вопрос: «А почему же не все одинаково воспринимают действия Божии?» Не все одинаково мы воспринимаем происходящее вокруг нас, не все одинаково живем, не одинаково умираем и очевидно, что неодинаковой будет последующая вечная участь людей. Причина всего этого коренится не в Боге, который сотворил нас всех разными. Господь творит все новое, и каждый человек сам по себе глубоко индивидуален, неподражаем, неповторим. В этом величие Божие! Мы можем лепить одинаковые вещи, а Бог – нет! Потому как мы, люди, ограниченны в своих возможностях, даже в творческих, а Он – Бог — безграничен. Миллиарды людей и все разные! В этом убедительное величие Его божества! А у нас с вами эта разность еще и выявляется в разности наших духовных и душевных чувств, в устроении, в разности нашего восприятия и отражения духовного мира; разность в выборе добра и зла, в разной степени свободы каждого. Свобода – основное свойство, в котором наше богоподобие подчеркивает — и является причиной того, что мы с вами не все одинаково радуемся божественным деяниям и благу Его, не все одинаковые получим воздаяния. Мы сами выбираем, и в этом наш выбор, Богом нам данный, являет нашу будущую участь: что мы выберем – благо или зло, то и получим в наследие вечное.С рождением Предтечи отношения людей с Богом приобретают совершенно новый смысл и новую окраску. Он приветствует явление Христово еще во чреве своей матери Елисаветы за полгода до рождества Христова уже во чреве, «радощами взыгравшись», приветствует Богородицу после Благовещения, когда Духом Святым Она стала носить во чреве Спасителя мира Иисуса Христа. Через три месяца после Благовещения мы празднуем Рождество Предтечи: седьмого числа всегда бывает у нас Благовещение, и седьмого – Рождество Предтечи. Такие точные цифры и даты свидетельствуют еще о том, что Священное Писание истинно и ненадуманно, а являет собой вещи мира сего с совершенной точностью.Предтеча, придя в мир, вызвал бурю различных чувств у окружающих людей. Вы знаете, что Захария перед тем онемел и начал говорить только тогда, когда нужно было утвердить имя ему – Иоанн. Написав его на дощечке, он вызвал недоуменные вопросы: имя «Иоанн», а никого в родстве такого нет, почему? И нужно было ему снова заговорить, чтобы сказать, что такова есть воля Божья, чтобы быть ему «Иоанном». И все, что за тем связано с возрастанием и жизнью Предтечи, есть сплошной вызов окружающему миру.Захарию убивают, когда Предтеча был еще совсем ребенком. Елисавета бежит с ним в пустыню, чтобы спрятать его от преследователей, и по Преданию, горы, скалы скрыли их, потому что пустыня, в которой прятался Предтеча, находится совсем недалеко от Иерусалима, и при желании его было очень даже легко найти. И он должен был, по мысли губителей и врага рода человеческого дьявола, умереть еще в младенчестве. Но он выжил в этой пустыне со зверями для того, чтобы затем через 30 лет свидетельствовать о Христе, пришедшем в мир, чтобы затем сойти во ад и проповедовать там пришествие Христово, для того, чтобы каждый из нас уже в этом веке, в наше время смог бы убедиться в том, что идти за Христом можно и нужно, что можно быть Его Предтечей: «предтекать», предшествовать Ему.Казалось бы, как же мы можем это теперь, когда Господь уже давным-давно прошел путь, по которому мы идем? Но теперь и всегда, до самого Второго Пришествия Господа, мы несем на себе миссию «предтечи Христова». Для каждого в этом мире есть кто-то, и мы сами для кого-то, являемся своеобразными «предтечами», свидетелями о Христе, пока не встретит каждая душа сама лично Господа и не обнаружит Его. Как говорит апостол: «От одной крови Он произвел весь род человеческий… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян.17,26-28). Поэтому, вспоминая о Предтече, и подражая ему, мы должны помнить о том, что на нас лежит тоже своего рода миссия — предшествовать Христу свидетельством о Нем своей верой, своей любовью, чистотой, своими знаниями, опытом богопознания. Аминь.

7 июля 2012 г. Иоанно-Предтеченский храм с.Кочнево Асбестовско-Белоярского благочиния

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.