Смотрите фильм «И принести людям любовь»

26.10.2017

Прихожанка храма Преображенского мужского монастыря (Каменск-Уральский) Елена Штолер рассказывает, какой непростой и благодатной была работа над фильмом, в котором актерами, режиссерами, операторами и художниками стали сами прихожане.

О первом показе фильма в Социально-культурном центре Каменска-Уральского мы уже писали. Теперь фильм «»И принести людям любовь» можно посмотреть на нашем сайте и на канале «ютуб».

Рассказывает Елена Дмитриевна Штолер:

— Все началось с того, что в конце 2012 года по благословению епископа Каменского и Алапаевского Сергия мы, прихожане, готовились к проведению епархиальной рождественской елки-2013. Подготовили для этого мероприятия слайд-фильм «Поклонение волхвов». Но так увлеклись процессом, что решили снять настоящий фильм.

Во время подготовки к елке мы познакомились с нашим будущим художником по костюмам Татьяной Антоновой, с фотографом Станиславом Станиславским, с руководителем театра драмы Людмилой Степановной Матис и актером и специалистом по связям с общественностью Владимиром Николаевичем Скрябиным.

В итоге я написала сценарий, и мы стали снимать видеоматериал. Я никогда не думала, что с детьми так трудно проводить съёмки. Какое же терпение имел Станислав, работая с ребятами! Он тогда учился на последнем курсе института в Екатеринбурге, работал по сменам на трубном заводе, и в свободное время (которого у него, я думаю, было очень мало) снимал наш фильм.

После того, как мы сняли видеоматериал (нужно было спешить, съемки зимние), мы приступили к постановочному фотографированию.

Иерусалим времен Христа. Какой это город? Какие в нем жители? На службы в храм Преображенского мужского монастыря ходит много прихожан, многие общаются между собой. Я предложила всем желающим сняться в нашем фильме в ролях жителей Иерусалима и Вифлеема. Удивительно, что ни один человек не отказался, все поддержали нашу идею. Люди разных возрастов, все работающие. Но как и где их собрать? Как их одеть?

Обратились в театр драмы. Там нас сразу поддержали нас: трижды выделяли время для съемок на сцене, давали осветителей, реквизит. Но в театре не было нужных нам костюмов. Мы обратились в фирму «Волентекс» — нам выделили ткани. Но костюмы шить некогда, и мы решили «мотать» в ткани. Привезли их домой к нашему художнику по костюмам Татьяне Антоновой, я дала ей список персонажей.

За одну ночь (не ложилась спать!) Татьяна создала образы наших героев, и уже в 12 часов дня в драмтеатре она «одевала» наших «жителей Иерусалима». Облаченных в восточные одежды наших прихожан мы выпускали на сцену со словами: «Делайте, что хотите, живите своей жизнью. Ты — ювелир, ты — торгуешь на площади специями…» Вы бы видели, как люди сразу менялись: другими становились походка, манеры, лица, взгляд. А мы, к слову, никого не гримировали.

Осветители дали свет, и Станислав начал снимать. Снимали часа 3-4, никто не устал, всем было весело и хорошо. Съемки на сцене театра шли три дня. В итоге более 1000 фотографий — все отличные, выбрать из них лучшие непросто: на это у меня ушло недели три. Все снято на черном фоне. Нужны локации: требуется поместить героев в «среду обитания» — в Древний Иерусалим. Станислав сделал несколько компьютерных обработок: «Вертеп», «Спящие волхвы и Ангел», «Царь Ирод во дворце». Великолепно! Но тут у нашего фотографа и оператора начались госэкзамены в институте. Станислав честно сказал, что у него нет времени, и, если мы будем ждать его, он задержит нас надолго.

Где взять художника? Помогла наша прихожанка Оля Назарова, к тому времени она уже училась в Екатеринбурге в художественном училище им. Шадра. Ее однокурсник Андрей Воронков (сейчас он учится в Архитектурном институте) взялся помочь нам. Как нам повезло, что от одного талантливого художника работа перешла к другому талантливому художнику! Это казалось чудом. С Андреем было легко общаться, он слышит тебя, что очень важно в командной работе. Он сделал прекрасные локации, анимацию кадров. Дизайн снов — это его заслуга!

Но что делать с видеоматериалом? Самим нам не смонтировать фильм! Опять обратились в драмтеатр. Владимир Скрябин сказал: «Вы хотите хороший фильм? Вы так много и так долго работаете над ним. Почти год готовите материал. Монтаж может все испортить… А хороший монтаж, наоборот, может убрать многие шероховатости». И он посоветовал обратиться в Екатеринбург к руководителю студии «Киноправда» Алексею Юрьевичу Яковлеву. Я очень волновалась, боялась позвонить Алексею Юрьевичу, ведь он признанный художник. Но позвонила — и он согласился! Но, так как у него была срочная работа, он смог взяться за монтаж только через полгода. Мы были готовы была ждать.

И вот волнительный день. Я привезла видеоматериал. И… о, ужас! Материал не монтируемый: все снято кусками, нет перебивок, нет связок между кадрами. А дети уже выросли! Переснять уже невозможно…

Алексей Юрьевич пытается мне объяснить (у него столько терпения!), говорит терминами, я его не понимаю, он тратит на меня свое драгоценное время… В итоге дает мне книгу — учебник по монтажу, чтобы нам можно было говорить с ним на одном языке. Я не только прочитала эту книгу, я ее несколько раз перечитывала. И чем больше я к ней обращалась, тем яснее становилось, что с видеоматериалом мы «накуролесили». А ведь Станислав Станиславский меня сразу предупредил, что он до нас не снимал видео (это сейчас он снимает прекрасные видеофильмы).

Обратилась к нашему прихожанину Станиславу Заславскому и он помог мне снять все перебивки и связки. И вот из наших «видеозаготовок» Алексей Юрьевич собирал фильм. Как я ему благодарна! Когда сидела с ним за монтажом фильма, мне иногда хотелось сквозь землю провалиться, что я заставляю такого художника тратить на нас свое драгоценное время. А он с уважением и вниманием работал со мной. Иногда я с полным отчаянием ему говорила: «Не знаю, как нам здесь сделать, сделайте, как вы думаете». Он всегда отвечал: «Это ваш фильм, вы режиссёр, вы выражаете свой взгляд, делайте, как Вы считаете нужным. Я вам помогаю технически». Конечно же, он помогал не только технически…

За время работы над фильмом я встретила так много прекрасных людей, и я счастлива, что работала с ними. Меня поддерживали и словом, и делом.

Иеромонах Спиридон (Карепин) поддержал меня в самые трудные моменты работы над фильмом. Тамара Николаевна Пудова, управляющая Каменск-Уральским отделением «Сбербанка», выделила нам средства на покупку видеоаппаратуры. Валентина Ивановна Астахова — удивительно добрый и отзывчивый человек, всегда поддерживала, находила нужные ободряющие слова. Ирина Ивановна Генцель — ответственный, добрейший человек… Мне не перечислить всех людей, которые помогали и поддерживали. Но все получилось! Четыре года мы занимались работой над фильмом, и это были прекрасные годы моей жизни.

И ведь все люди, работающие над созданием фильма, трудились благотворительно…

Вот такую удивительную историю рассказала Елена Штолер, волею судьбы ставшая режиссером необычного фильма.

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.