Суд правды и милосердия

«Страшный день суда, и неизреченныя Твоея славы, помышляя трепещу Господи всяко, и трясыйся страхом вопию: на землю егда приидеши судити Христе Боже всяческая со славою, от всякаго избави мя мучения, одесную Тебе Владыко сподобивый мя стати».

(Эксапостиларий по 9 песни канона[1])

Как бы странным для нас это не казалось, но описываемую картину «Страшного суда» мы находим лишь у евангелиста Матфея. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25.31). Да, это та реальность, перед которой предстанет все человечество в свой день и час. Внимательно вчитываясь в предлагаемое повествование, хотелось бы отметить, что слово «страшный» в нем отсутствует. Что бы понять терминологический смысл стоит, мои дорогие читатели, обратиться к церковной традиции. «…В православном понимании «Страшный суд» — не столько момент возмездия, сколько момент торжества правды, не столько явление гнева Божия, сколько явление милосердия и любви Божией. Бог есть любовь (1 Ин. 4:8; 4:16), и Он никогда не перестанет быть любовью, даже в момент «Страшного суда». Бог есть свет (1 Ин.1:5), и Он никогда не перестанет быть светом, в том числе и тогда, когда придет судить живых и мертвых. Но субъективно Божественная любовь и Божественный свет воспринимаются по-разному праведниками и грешниками: для одних это — источник наслаждения и блаженства, для других — источник мучения и страдания»[2]. И очень важно понять, что в «вечности» обнажиться вся, правда, о нас самих. Поэтому последний суд будет страшен именно тем, что эта правда, которую, может быть, мы часто скрываем от окружающих и больше всего — от самих себя, будет представлена пред нами во всей своей неприглядности. И мы увидим, каковы мы есть, чем мы живем, ради чего живем, к чему стремимся, жертвуем ли чем-то ради человека, который нуждается рядом с нами, или мы живем только эгоистическим устремлением. Вот это и будет страшный и последний суд.

Святитель Иоанн Златоуст так рассуждает по этому поводу: «Для имеющего чувство иразум быть отверженным отБога— значит вытерпеть уже геенну»[3]. «Нестерпима геенна имучение вней; впрочем, если представить итысячи геенн, товсе это ничего небудет значить всравнении снесчастием лишиться той блаженной славы, быть возненавиденным Христом ислышать отНего: незнаю вас (Мф.7:23) иобвинение, что мы, видя Его алчущего, ненапитали! Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, отнас отвращающееся, иясное око Его, немогущее взирать нанас»[4].

Мучения людей после смерти будут состоять втом, что они лишатся царствия Божия ивсех небесных благ, уготованных для праведников, иизгнаны будут вотьму внешнюю (Мф.8:12). «Это лишение благ,— рассуждает все тот же святитель— причинит такую муку, такую скорбь итесноту, что еслибы иникакая казнь неожидала согрешающих здесь, тоонобы само посебе сильнее геенских мук может растерзать ивозмутить наши души». «Многие безрассудные желают только избавиться геенны, ноясчитаю наказанием, которое гораздо мучительнее геенны,— небыть вэтой славе; итому, кто лишился ее, думаю, плакать должно нестолько огеенских мучениях, сколько олишении небесных благ, ибо это одно есть жесточайшее извсех наказаний»[5].

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28,29). Из этих слов Христа Спасителя видно, что пред наступлением последнего суда все умершие, по гласу Сына Божия, оживут, и добрые люди воскреснут для вечной жизни блаженной, а злые люди — для вечного осуждения.

Когда наступит этот день? Многие задаются этим вопросом, пытаясь разглядеть признаки его приближения. О неизвестности этого события Сам Господь говорит: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36); «…бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42). Перед Вознесением Господь говорит апостолам: «…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7).

Дай Господь, всем нам, по слову апостольскому «…дорожа временем, потому что дни лукавы…» (Ефес.5,16.) — спешить жить, так как время проходит и уходит незаметно, и пусть евангельские слова: — «… как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 37-39) – дают нам необходимый «тонус»[6] держать наши души и тела в добром достоинстве – «…храня себя от зла…» (Сир. 4, 23).

Священник Борис Бароев,

настоятель храма

«Рождества Христова» п. Алтынай


[1]Служба Недели мясопустной. Цит. http://www.orthodox.ee/liturgical_texts/books/triod_fasting/04_Triod-Fast-Meatfare_ned_myas.pdf

[2] http://www.pravoslavie.by/page_book/strashnyj-sud-2

[3] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам. Беседа 5. М., 1994. С.534.

[4] Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 23. М, 1993. С.272.

[5] Святитель Иоанн Златоуст. Творения в двенадцати томах. Т.1, кн.2. Слово первое к Феодору падшему. М., 1991. С.17.

[6]Лат. tonus, от греч. tо́nos —(натяжение, напряжение)

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.