Храм в сельском клубе или один день из жизни святой Руси

08.08.2016

О храме в селе Четкарино, его истории и дне сегодняшнем, о возрождении православия размышляет наш корреспондент Денис Ахалашвили. В день памяти Иоанна Предтечи он побывал на престольном празднике сельского храма.

Храм в русской деревне, кроме того, что был культовым священным местом, всегда был центром общественной жизни, где люди встречались, общались, отмечали праздники, обменивались последними новостями. Когда в деревню пришли люди в бескозырках с красными бантами на груди и идеей построить новую счастливую жизнь без Бога, почти все храмы они разграбили и взорвали, а на их месте устроили Дома культуры и клубы, где по вечерам крутили кино и занимались самодеятельностью. Потом от людей с бантами в деревнях осталось разваленное хозяйство, пыльные пустые клубы с выбитыми стеклами и ржавые памятники вождю революции с протянутой рукой. И тогда люди вновь стали возрождать в деревнях храмы и, как их благочестивые предки, с Божьей помощью восстанавливать жизнь вокруг. Про один из сельских храмов, где мне посчастливилось побывать на Престольном празднике, я сегодня хочу рассказать.

На день рождения храма Рождества Иоанна Предтечи в деревню Четкарино, что в Пышминском районе, мы ехали праздничным кортежем с тремя камышловскими настоятелями: впереди благочинный отец Павел, настоятель храма Покрова, на «Ладе-гранте», за ним настоятель храма Симеона Верхотурского в Обухово отец Игорь на старенькой праворукой «Мазде», и замыкал торжественную процессию настоятель храма Сорока Севастийских мучеников отец Олег на любимом японском мотороллере. И все белки в окрестных лесах, которые любят обсуждать в соцсетях безбедную сытую жизнь православных попов «на мерседесах», могли присоединиться к нам и хотя бы на празднике познакомиться с этой жизнью поближе.

Мы ехали цветущими ухоженными полями, где не так давно рос только бурьян, а сейчас работали новенькие трактора на аккуратных зеленых грядах, убегающих за горизонт, мимо поклонных крестов у дороги, где было написано: «Русь Святая! Храни веру Православную!», и все вокруг дышало радостью и покоем. Суровая российская действительность из новостей о разоренных пустых деревнях потерялась в этих полях, и самая настоящая Святая Русь предстала перед нами во всей своей тихой первозданной красоте…

Четкарино – обычная уральская деревня, каких вокруг множество. Рядом Савино с храмом святой Параскевы Пятницы, который никогда не закрывался, и ее чудотворной иконой, помолиться перед которой о рождении детей приезжают люди со всей страны. Храму в Четкарино повезло меньше: сначала его использовали под зернохранилище, а потом устроили клуб, где проводили партсобрания и играли на балалайках.

Но Бог поругаем не бывает. И сейчас рабочие с молотками и колхозницы с серпами на барельефах с недоумением смотрят, как вместо того, чтобы петь и плясать, люди ходят сюда молиться Богу. Глядя на местных, и в других соседних деревнях, в Мартыново, Красноярском и даже далеко на севере Пышминского района, стали организовывать православные общины и восстанавливать уничтоженные храмы. Потому что когда у соседа есть храм, и все там по-божески и народ радуется, хочется так же. Добрый пример, он тоже, знаете, заразителен.

Возрожденный храм Иоанна Предтечи в Четкарино стоит в самом центре деревни: налево магазин, где можно с утра пораньше купить пива, направо хоккейный корт, волейбольная площадка и стоящий спиной маленький унылый серый Ильич, на чей памятник давно никто не обращает внимания. Народу в храме не протолкнуться, и большинство женщины. Мужики с утра на работе, а бабы и дети за них молятся. Так было в седую старину, так это и сейчас. Старожилы рассказывают, что в царские времена после Литургии священник брал Святые Дары, и шел причащать работников прямо в поле. Сейчас такого благочестия нет, но народ свой храм любит. Кругом цветы, вышитые накидки на образах, а под ногами домотканые половики. На входе для забывчивых хозяек висят расписные бабушкины платки, которые в большом городе продают модницам за большие деньги. И старинная памятная доска, оставшаяся от старой церкви. Церковь была большая, трехпрестольная, с высокой колокольней, знаменитая на всю округу. Сейчас здесь освящен только предел святых мучеников Флора и Лавра, а остальную часть занимает сельский Дом культуры. Но Церковь именуется Иоановской, потому что святой Креститель Господень здесь, любят его русские люди, молятся ему и почитают.

О народной любви к Иоанну Крестителю лучше всего скажут Иваны, которых на Руси называли в его честь. Рядом со мной на службе маленький Иоанн на руках молодой мамы. У него сегодня именины, и все тетки с бабушками тоже здесь, молятся за него, радуются. После праздничной Литургии крестный ход и освящение новой звонницы рядом с храмом. Всем народом деньги на нее собирали, копили, на себе экономили, в чем-то отказывали – и вот построили! Деревня небогатая и храм бедный, а колокольня такая, что и в большом городе не везде встретишь. Кто-то пожмет плечами и покрутит пальцем у виска, а я так скажу: пока русские люди могут себе позволить отдавать Богу не от шедрот, а от своей бедности две лепты евангельской вдовы, будет стоять святая Русь, и все у нас будет хорошо. Умом этого не понять, это от сердца, которое, может, и не знает всех молитв наизусть, и в богословских спорах отмалчивается, но любит Бога по-детски просто, и если надо, отдаст на свой храм последнее. Штаны новые не купит, а колокола отольет такие, что и ангелы на небе удивятся.

Старики к звоннице подходят, смотрят, улыбаются. За ними целая группа малышей из детского сада вместе с воспитателем. Им интересно и весело. Малышам сказали, что скоро колокола освятят, и им разрешат в них позвонить. И теперь они ходят вокруг, пританцовывают от нетерпения. Самый маленький с серьезным видом начинает рассказывать друзьям, что когда звонят в колокола, то молитва летит до того места, где их слышно. Ведь не все возле храма живут, некоторые далеко, что и не видно. А услышат, как зазвонят, и сразу бегут в храм. Удивленная воспитательница разводит руками, а малыш говорит, что они с родителями – православные, и ему об этом папа рассказывал.

Когда звонницу освятили, что тут началось! Все кругом стали друг друга поздравлять, христосоваться и радоваться. Первому звонить доверили настоятелю храма, отцу Дмитрию Мацарову, сияющему как именинник. Когда он ударил в колокола и первый радостный пасхальный звон полетел по округе, многие стали креститься, а бабушка рядом со мной стала вытирать счастливые слезы платочком. А потом все, и большие, и маленькие, стали звонить, славить Христа и веселиться. Батюшки с матушками, папы с малышами на руках, бабушки с внуками и довольные студенты с фотоаппаратами и рюкзачками за спиной звонили в колокола и радовались. А потом был пир, и поздравления, и волнующие трогательные слова не по бумажке, и большой праздничный концерт, и пронзительные старинные русские песни. Народ слушал, аплодировал, а некоторые, не в силах устоять, танцевали. И если бы я хотел рассказать о настоящей живой народной культуре, которая вся о Боге и любви к Небу, лучшего примера было бы не найти.

Фото Дениса Ахалашвили

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.