О правде жизни и правде веры

30.04.2015

Бабушка наша Евгения Степановна Малашева (в девичестве Медведева) родилась в 1885 году, умерла 27 августа1972 г. Отличалась она как недюжинной силой и крепким здоровьем, так и стойким характером, и добрым отношением к миру. Рост был такой, что в церкви, говорит, «когда стояла, подгибала ножку, чтобы не выделяться»

О любви

Замуж баба Еня вышла по любви. К сватам, которые были «от договоренного с тятенькой жениха», не вышла. «И к другим не выйду!» — сказала. По тем временам было это неслыханной дерзостью. «Ну, пеняй на себя! — ответствовал тятенька. — Тебе хоть в глаза тычь, все равно сыч». Видимо, упрямый взгляд широко открытых глаз напоминал взгляд сыча, а твердость характера дочурки он хорошо знал.

Что разглядела Енка в будущем супруге Терентии, познакомившись с ним «у пряслица», нам неведомо. Теря был росту ей до подмышек, но гонористый и не больно чтоб хозяйственный.

— Давай, Теря, сделаем так…

— Нет!

— Ну, хорошо, Теря. Сделаем по-твоему…

Баба Еня соглашается с мужем, но в итоге дело получается неладно. В другой раз та же история:

— Давай, Теря, сделаем так…

— Нет!

— Ну, хорошо, Теря, сделаем по-твоему…

И опять выходит не слава Богу…!

Строит ли что — не построит. Продавать в город поедет — проторгуется. Она поедет — все хорошо, все удачно!

В конце концов Теря начал спрашивать: «Ну, как тут делать-то будем?»

Баба Еня говорила: «Пять лет у меня на это ушло…»

— На что на это?

— На воспитание.

Когда Теря вернулся с Первой мировой войны, у бабы Ени, несмотря на то, что оставалась одна с двумя детьми на руках — обнаружилось отличное налаженное хозяйство.

В гражданскую войну, рассказывала она, был такой случай.

Однажды с одним из детей пошла за реку то ли в гости, то ли по каким делам. Белые поймали – повели на расстрел. «Ты пришла для красных разведку делать!» Стояла под винтовками, ревела, пока офицер не скомандовал: «Быстро убирайся отсюда!»

Несмотря на это проповедовала евангельские истины: «Ударят по одной щеке — подставь другую». Говорила: «Придут красные — красных спасать буду. Придут белые – белых буду спасать!»

О молитве и войне

Свекрови баба Еня не нравилась: и пекла плохо, и готовила. Еще укоряла свекровь: «Как котиха, каждый год носишь». Рожала баба Еня одиннадцать раз. Выжило пятеро: Михаил, Леонид, Афанасий, Петр и дочка Сашенька.

Когда отправила на войну сыновей, молилась за них и денно, и нощно. «И кошу — молюсь, и корову дою — молюсь, и утром, и вечером, и днем…»

Сначала молилась лицом на восток, потом на запад, на север и на юг. «Я же не знала, где они, в какой стороне…»

Дядя Миша, старший сын, уже после войны рассказывал: «Лежу в воронке и вдруг почувствовал, что приближается смертельная опасность, какая-то сила заставляет покинуть в общем-то относительно безопасное место. Умом понимаю, что в одну воронку снаряд дважды не попадает, но это что-то сильнее. Пополз в сторону, и в этот же момент в воронку, где только что лежал, попадает снаряд!»

Сын Афанасий, мой отец, вспоминал:

«Снаряды взрывались буквально в пяти метрах, а я шел и не замечал. Товарищи из укрытия видели, кричали, а я шел и не реагировал ни на взрывы, ни на крики. Потом удивился. Ничего не слышал и не видел, задумался о чем-то своем.

В другой раз снаряд пробил сзади кабины грузовика и не взорвался, застряв в вещевом ящике в пяти сантиметрах от головы. Головка снаряда, взрыватель так и торчали из ящика.

Однажды при бомбежке (был ранен) бросился укрыться под танк! Танк же по уставу и по ситуации должен был тронуться с места с разворотом, и неминуемо раздавил бы меня!

Но механика-водителя, кинувшегося за рычаги, в самый последний момент ранило в задницу! И смех, и грех, и беда, и нечаянная радость!

Еще при наступлении под Сталинградом захватили станцию, но сильно оторвались от основных сил и были большие потери. Немцы предприняли успешное контрнаступление, я был ранен и вместе с другими ранеными вот-вот бы уже попал в руки к немцам, т.к. обороняться было практически некому! И в этой безысходности вдруг прогремел залп реактивных минометов. Всего одна «Катюша» подоспела на помощь и решила исход боя».

И утром, и днем, и вечером молилась баба Еня… После войны часто сокрушалась, вздыхала: «Петра вот не уберегла…» Даже уже в наше время говорила: «Может, выжил и живет где-нибудь…» Петр самый младший из сыновей был. 1922 года рождения. Погиб в 1941 в звании капитана в Сумской области.

А еще во время Великой Отечественной войны писали на бабу Еню «добрые» люди доносы. Четыре коровы и прочее добро покою людям не давали.

«Как донос – иду уж сама к военкому…», — рассказывала баба Еня.

— Чего пришла?

— Так четыре коровы у меня, не нравится людям…

— А сколько сыновей на фронте?

— Четверо.

— Иди и хоть пятую заводи, ничего не бойся!

Добрым словом вспоминала баба Еня правильного военкома.

О добре и зле

С внуками разговаривала степенно, уважительно, как с ровней. Лежала с нами на печи, баловала мелочью на газировку, на конфеты. Выпрашивать ничего не приходилось, сама всегда давала и никаких условий при этом не ставила. Пенсию получала всего 18 рублей.

Рассказывала сказки, пересказывала Библию. На меня лично сильное впечатление произвела какая-то фантастическая сорока, которая чем-то вроде бумажки, привязанной к хвосту, зажигала стоги сена. Баба Еня вроде как сама видела, и наказание это для владельца стогов было, похоже, справедливо. Начинавшее формироваться материалистическое мировозрение пыталось конфликтовать с такой явной нелепицей, а заодно и с верой, которую исповедовала баба Еня, но та душевная близость, родственное тепло, любовь, покой и евангельское долготерпение, которые были от нее неотделимы, не оставили никаких шансов диалектическому материализму. Причем с годами это чувствуется все сильнее.

И вот что мне непонятно. Донос на сына бабы Ени и моего отца Малышева А.Т., после которого его исключили из Омского военного училища на втором году обучения, написал чуть ли даже не родственник из Воскресенки. Вскоре он сам в чем-то оплошал и попал в тюрьму. Так вот баба Еня отправляла ему туда посылки с продуктами!

Сеяла и садила баба Еня больше всех, имела сепаратор (!!!), нанимала работников, были какие-то льготы, т.к. четыре сына служили в армии, то есть жила она, в общем-то, хорошо. Имела возможность людям помогать. Но так заботиться о своих обидчиках? …

А бывший доносчик писал ей из тюрьмы трогательные письма, которые начинались: «Много-много-много-многоуважаемая Евгения Степановна…» — рассказывала баба Еня, смеясь.

О будущем

Пересказывала Апокалипсис: Люди будут спасаться в подземельях. Только не многие и в подземельях спасутся. Вода, еда будут горькие, ни пить, ни есть их будет нельзя. Воевать будут три большие страны: Америка, Китай, Россия.

— А кто победит?

— Я думаю, Россия, — говорила, подумав, баба Еня.

Вместо эпилога

Умерла баба Еня в возрасте 87 лет, свалившись в одночасье с пневмонией в пустом доме (дочь Сашенька уехала). Ни на что никогда не жаловалась. По словам врачей, при надлежащем уходе жила бы еще и жила. По строгому указанию бабы Ени была отпета сыном Михаилом в церкви. Сам он во время отпевания сидел на ступеньках паперти. Хоть в те времена за веру уже не расстреливали и в лагеря не ссылали, но партбилета лишиться, с должности слететь или даже угодить в психушку можно было еще запросто. Никаких однако претензий в связи с этим обстоятельством к Михаилу Терентьевичу, в то время члену КПСС и директору завода, от власть предержащих не было.

Семейные байки

В Воскресенском на масленицу на Синаре мужики дрались стенка на стенку, девки увидят драку и бегут скорее к Евгении Степановне:

— Енка, Енка, на Синаре мужики дерутся и Теря там…

Бабка Еня, рассказывала: «Я в валенки прыгну, подпоясаюсь и бегу к Синаре, рукава закатываю».

Мужики её увидят и с криком «Енка, Енка идет» разбегались…

Бабка Еня с удовлетворением заканчивала рассказ: «И кормильцы не покалечены, и работой займутся…»

В 1915 году Терентия Малашева забрали на войну с немцами. Евгения Степановна осталась одна на хозяйстве с двумя детьми на руках. Тащила все хозяйство и как мужик, и как баба. Сама дом поднимала, сама пахала пустоши, заводила скотину, в общем, везде поспевала.

Когда после войны Терентий Малашев вернулся, он спрашивает у Евгении:

— А чей дом, Енка?

— Так наш, Теря…

— А чьи коровы?

— Так тоже наши…

— А стадо овец чье?

— Так тоже наши овцы…

— Так как же ты это всё успела?

— Да вот успела…

Только не рассказала Енка, что спала по 3-4 часа и работала так, что мужики дивились…

Едет Евгения Степановна на мельницу, а там огромная очередь телег на помол. Мужики стоят, мирно покуривают, беседы ведут, куда им спешить. Она думает, простою здесь, а птица и скотина не кормлены, не доены, да и дети сидят голодные. И правит телегу к началу очереди. А там мужики по двое, а то и по трое потихоньку, часто отдыхая, таскают 5-пудовые мешки с зерном.

— Почему мешки таскаете еле-еле?

— А ты потаскай-ка сама!

-А и потаскаю, сейчас научу вас, как надо, а, ну, расступись!

Хватает два пятипудовых мешка и бегом бежит по трапу. Потом — обратно за следующими мешками. И говорит:

— А вот как мешки носить надо!

Все стояли, разинув рты. А пока стояли, Енка всё зерно и смолола…

Автор: Сергей Афанасьевич Малышев (внук Евгении Степановны),

житель села Косулино Белоярского района

прихожанин храма во имя свв.мчч. Флора и Лавра

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.