Слово на праздник Св.Апп.Петра и Павла

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Сегодня мы празднуем день памяти Первоверховных апостолов Петра и Павла. Именуются они «первоверховными». Неслучайно Святая Церковь усвоила им такое звание: Самим Господом Иисусом Христом они отмечены особой славою. Так, апостолу Петру Христос сказал: «Ты, Петре, на сем камене созижди Церковь и врата адова не одолеют её, и дам тебе ключи от Царствия Небесного Мф.18-19». Поэтому неслучайно на иконах мы видим часто изображение апостолов Петра и Павла, когда в руках апостола Петра находятся символические ключи от врат Небесного Царства.Апостол же Павел пришел в лик апостольский гораздо позже всех двенадцати учеников Спасителя. И потому, его нет в числе двенадцати, но он особое место занимает в апостольском чине, потому как потрудился, как он сам сегодня сказал в Апостольском чтении, «больше всех апостолов». Перечисляя свои труды, он с математической точностью дает сведения о том, сколько раз приходилось ему страдать ради Господа. Начиная от того времени, когда после обращения ко Христу на пути в Дамаск, куда он шел гнать Церковь Божию и убивать христиан, ревнуя о ветхозаветном иудейском законе, который не признал Христа Спасителя и в лице первосвященников, фарисеев и книжников предал Господа на распятие, отверг Его. И вот, апостол, будучи фарисеем из фарисеев, законником из законников, ревностно первое время гнал Церковь Божию. Об этом он сам свидетельствует. И на пути в Дамаск ему явился Христос Спаситель и сказал: «Савл!» (а это было его имя до апостольства), «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня? Деяния Ап.9:4» И интересен был его вопрос к Спасителю Богу, которого он не видел, но как бы глас и свет с небесе. Но и этого невидимого Бога, который назвал его по имени и вопросил «зачем ты Меня гонишь?» он узнал сразу, ибо душа уже была готова ко встрече с Господом. Вся его предшествующая жизнь была направлена на то, чтобы увидеть Бога, служить Ему, и сердце апостола Павла сразу же узнало в явлении Христовом Бога. И он говорит: « Кто Ты, Господи? Деян. Ап. 9:1-6» хотя, задавая такой вопрос, он уже знал, что это Христос, которого он гнал. У него, сравнительно тогда еще нестарого человека, вдруг сразу отказало зрение, он потерял способность видеть, ослеп. И идущие с ним вместе слышали с небесе голос, как будто шум, но ничего не поняли и были весьма удивлены, когда их предводитель Савл стал слепым, и его пришлось вести по дороге. Придя в Дамаск, он принял Крещения, и в момент Крещения христианского, православного, во имя Святой Троицы, у него с глаз спала пелена, как некая чешуя, и он снова стал так же видеть.Апостол Павел с той же ревностью, с какой проповедовал раньше иудаизм, стал проповедовать Христа; да так, что его самого стали преследовать и воздвигли против него гонения. И далее он перечисляет все свои беды, которые он терпел: и количество ударов палками и сколько раз он тонул в пучине морской. И все он терпел на путях своей апостольской проповеди, в многоразличные искушения, впадая в которые, на долгих путях не только в Малой Азии, но и в Европе и других странах, пока, наконец, не закончил свое многострадальное шествие апостольское в Риме. Вернее, по тогдашним меркам, у ворот Рима.Зная о том, что его приговорят к смерти и казнят, он хотел уйти из Рима, имея право, как и всякий христианин, избежать гонений и смерти. В этом нет греха. Но явился ему Христос, исходящий из ворот города и спросил апостол Спасителя: «Куда ты идешь?» Или знаменитое изречение: «Камо грядеши?» (в славянском выражении). Христос сказал: «Иду снова в Рим, чтобы Меня распяли». И тогда апостол уразумел, что не имеет права уклоняться от мученичества и вернулся. Он был казнен как римский гражданин почетной, как считалось, смертью — усечением головы (не граждан казнили другими, варварскими способами: раздиранием конями, повешением на кресте или еще немыслимыми и всякими способами, как до сих пор это и есть во всем мире, но граждан Рима, как особо почетных людей, членов общества, полагалось казнить почетной смертью – усечением головы). Апостол Павел, закончивший свою многострадальную жизнь в Риме, там же и почивает. Над его гробницей устроен великолепнейший храм святого апостола Павла. Не тот, который в Ватикане в честь апостола Петра, а на границе старого города. И если кто бывал там, то помнит этот великолепный храм, который в течение истории неоднократно подвергался разрушению, но в таком виде, в каком он сохранился, тоже предстает нам во всем величии и великолепии. И святые останки апостола хранятся там, в особой часовне, в ковчеге.Апостол Павел оставил нам множество посланий, поучений. Будучи человеком просвещенным, в свое время обладавшим знаниями «энциклопедическими», он, используя свой богоданный талант, написал или был вдохновителем написания Деяний апостольских. Апостол и евангелист Лука является его учеником, об этом мы читаем в Священном Писании. И апостол Павел, который пробыл в заключении долгое время, говорил: «Все меня оставили, один Лука со мной (2 Тим. 4:10)». Непосредственно слыша рассказы и поучения святого апостола Павла, Лука записывал. На основании этого сложились Деяния святых апостолов. Помимо этого еще 14 посланий апостола, в которых есть поучения, основные догматические и нравоучительные истины Нового завета, истолкованные апостолом Павлом. Правда, есть в его учении места, о которых апостол Петр свидетельствует, что у Павла в учении есть нечто «неудобовразумительное», то есть трудно понимаемое. Так что некоторые невежды извращают его учение не потому, что он неправое, а потому, что понимают неправильно и извращают к собственной погибели. Тем самым предупреждает нас, что нельзя толковать самовольно и самочинно учение святых апостолов и само Священное Писание, ибо если мы будем по нашему неразумию и похотям толковать его, то нам вполне может грозить погибель.Неправая вера извращает ум и погубляет душу человеческую. Потому, Святая Церковь, оберегая нас, накопив двухтысячелетний опыт хранения истины Священного предания, желает, чтобы мы во всем и всегда руководствовались не только Священным Писанием, но и толкованиями и творениями святых угодников Божиих, которые в совокупности называются «творениями святых отцов». Святоотеческое толкование – это единственный правильный истинный путь разумения истины. Даже до сего дня Господь посылает в Святую нашу Церковь таких людей, через которых разъясняет нам тайны Царствия Божьего. Многоразличные еретики и люди гордые, с надменным разумом до сих пор пытаются по своим понятиям толковать Священное Писание, учения святой Церкви, святую нашу истину Христову; впадают в различные заблуждения, отвергают, как говорит апостол, «крест Христов» и увлекают себя и своих последователей во тьму кромешную. Так было и будет до скончания века: отпадающие от истины, хотя бы они вышли от нас, они не могут наследовать Царствия Божьего! Заметьте, насколько важно для человека истинное понимание Христова или божественного учения! Оно, учение, при правильном усвоении дает человеку жизнь вечную, а при неправильном – уводит в противоположную сторону и, значит, приводит к смерти. Так что относиться к этому нужно со всею серьезностью, дабы не повредиться и не погубить свою вечную жизнь.Поздравляю вас всех с праздником! Поскольку этот храм от лет древнего своего построения был посвящен святым апостолам Петру и Павлу и сохранился, слава Богу, хотя и поврежденный, но до сего дня, значит праздник этот здесь престольный! И в честь престольного праздника полагается совершать крестный ход вокруг храма.

12 июля 2012 г. Храм Св.Ап. Петра и Павла, с. Нейво-Шайтанск

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.