Война против правды

17.11.2017

Когда наступает 30 октября, каждый год Нина Серафимовна Дедюхина идет на митинг к памятному камню жертвам политических репрессий, что в сквере у Свято-Троицкого собора. С портретом своего деда в руках она стоит здесь. И слезы застилают ей глаза…

А потом на панихиде в соборе среди сотен имен батюшка просит Бога упокоить со святыми и отца Евгения, клирика Покровской церкви с. Волковского (ныне черта г. Каменска-Уральского).

Евгений Васильевич Ландышев родился 12 января 1864 года в с. Георгиевском Александровского уезда Владимирской губернии. Отец и дед его были священниками. И ему был уготован этот путь. Евгений закончил духовную семинарию в Троице-Сергиевой Лавре. Женился на дочери священника из д. Карачарово Марии Подбережской – землячке Ильи Муромца. (Впоследствии в с. Пирогово направят ее брата, священника Иоанна, затем приедет брат Николай, который будет работать здесь врачом).

Молодого батюшку направили служить сначала в Тобольск, потом в Екатеринбург, Ялуторовск, далее в с. Чаши (Курганская обл.), г. Кыштым (Челябинская обл.). В семье родилось пять дочерей и сын (умер в детстве). В связи с болезнью батюшки ему дали возможность переехать из Кыштыма в более чистое место. Природа окрестностей Каменского завода ему очень понравилась.

В 1901 году он назначается священнослужителем Покровской церкви с. Волковского. И хотя его по болезни выводят за штат, но он помогает вести службы, активно занимается общественной работой. Возглавляет комитет по оказанию помощи погорельцам д. Красногорской, является попечителем Красногорского народного училища, в 1906 году открывает первые в нашем крае ясли для крестьянских детей (на 13 мест), по его инициативе строится новое здание церковно-приходской школы. У себя дома он устраивает две ванны и занимается водолечением крестьян.

Дар слова ему был дан свыше. В словаре Брокгауза священник Евгений Васильевич Ландышев характеризуется как духовный писатель. Его перу принадлежат: Краткий словарь церковно-славянских слов и выражений (1891); Краткие слова и поучения сельского священника (1893); Спутник священника во время его разъездов по приходу или простые домашние врачебные советы (1894); Беседы по гигиене сельского священника со своими прихожанами (1898); Календарь православного духовенства на 1896 г.

В начале ХХ века он публикует множество статей в уральских периодических изданиях. Вот самые известные из них: «Нужна ли церковь», «Что и как может сделать священник для благосостояния своего прихода», «Как организовать общество трезвости в приходе».

Известны также серьезные труды Евгения Ландышева: Сборник проповедей, внебогослужебных собеседований и публичных чтений в школах (1907); Карманная справочная книжка священника: в 3-х частях (1907-1909); Священная история Ветхого и Нового Завета (наставление о Законе Божьем) с апологетическими примечаниями: руководство для законоучителей и учащихся: в 2-х частях (1909); Полное собрание сочинений: [публичные чтения, внебогослужебные собеседования, уроки Закона Божьего в школе и проповеди на современные темы]: в 4-х томах (1910-1913); Что такое жизнь? Цель и смысл жизни (1910); Народный календарь «Крестьянин» на 1911-1912 гг.; Приснопамятный инок Далмат, основатель Успенского Далматовского монастыря Шадринского уезда Пермской губернии (1912).

Социал-демократы сразу увидели в православном писателе своего главного врага, поэтому в июле 1917 года священник Евгений Ландышев арестован, доставлен в Екатеринбург и определен под домашний арест. Ему предъявлено обвинение в сотрудничестве с жандармским управлением и в издании настольной справочной книжки для священников, в которой он «дает инструкции, как бороться с социализмом, а также критикует Бебеля».

По мере нарастания революционных событий идеологического соперника решают изолировать: в 1919 году он арестован как священнослужитель и отправлен в Далматов монастырь, затем в Томск.

Матушку с детьми выселили из дома. Они вынуждены уехать в д. Лужки. Мария Александровна нанималась вязать и рукодельничать. От холода и голода она умерла в 1932 году.

В 1930 году отец Евгений освобожден, но лишен права проживания в центральных и пограничных областях России. Чтобы чем-то питаться, в Томске он на паперти собирал милостыню, там его заметил епископ и взял к себе секретарем. Когда арестовали епископа, о. Евгения тоже отправили по этапу в Омск, а потом в барнаульскую тюрьму. 19 лет скитаний завершились расстрелом в 1937 году.

Стоя на митинге памяти жертв политических репрессий с портретом своего деда, Нина Серафимовна всегда безмолвно вопрошает: ЗА ЧТО?

Людмила Сапунова

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.